День памяти — 27 ноября (10 декабря)
Родился отец Иоанн в 1879 году в Серпуховском уезде Московской области, в семье священника, и вся жизнь его, с ранних детских лет была связана с Церковью. Он обучался в церковноприходской школе, по окончании ее поступил в духовное Заиконоспасское училище. В двадцатилетнем возрасте в 1899 году закончил его и стал преподавателем Закона Божия в московских женских городских училищах. Женился, в 1901 году принял дьяконский сан, служил в московской Вознесенской церкви на Серпуховке, не оставляя свою преподавательскую деятельность. Отец Иоанн отличался любовью к знаниям, к духовной литературе, поэтому в 1907 году он решил поступить в Московскую Духовную Академию. Окончил академию в 1911 году и принял сан иерея. К тому времени у него уже было двое детей. Ярко характеризует отца Иоанна тот факт, что все его научные труды были связаны с аскетической литературой. Не будучи монахом, имея семью, батюшка, тем не менее, более всего интересовался вопросами серьезной духовной жизни, православной аскезы. Диссертацию он посвятил Синайскому патерику, тогда как, в основном, студенты Духовной Академии пишут диссертации о пастырской жизни, служении священника. Диссертация же о. Иоанна посвящена жизни монашеской. Синайский патерик — одна из древних святоотеческих книг, в которой повествуется о жизни Синайских отцов, приводятся их изречения. За годы обучения, пока о. Иоанн готовил диссертацию, он, наверное, выучил этот патерик наизусть. И святоотеческие заповеди стали заповедями его жизни, по этим заповедям, по словам древних старцев-подвижников он стал строить жизнь. Диссертацию о. Иоанн защитил успешно.
Протоиерей Иоанн был приглашен в Московскую Духовную Академию преподавателем, на кафедру церковнославянского и русского языков. При этом он продолжал работу над своей диссертацией, готовя ее уже как магистерскую, профессорскую. В это время он опубликовал несколько статей в духовных журналах, которые опять-таки были посвящены монашеской литературе и монашеской духовной традиции: другому Патерику, который называется «Лимонис» и такой теме, как «Значение Афона в истории Сербской Церкви».
Несомненно, отец Иоанн жил всем тем, чему он учил, и именно поэтому Господь сподобил его мученического венца. Подвиг мученичества достаточно редкий в истории Церкви, очень немногих Господь сподоблял действительно быть святыми мучениками, потому что, прежде чем стать мучеником, нужно стать преподобным, нужно исполнить евангельские заповеди. Невозможно перенести страдания за Христа без особенной помощи Божией, без особенного присутствия Божьей благодати, а благодать Божия является достойным людям, то есть тем, кто живет по заповедям, кто готовит свою душу к исполнению заповедей и к принятию благодати.
Протоиерей Иоанн получил степень магистра в 1918 году. Во время работы над своей диссертацией он сделал ряд церковно-исторических открытий и был удостоен за нее Макарьевской премии. Но уже бушевала революция, творцы новой жизни бегали с красными флагами, проливали кровь, рушили и взрывали храмы. В 1919 году Московская Духовная Академия была закрыта и разграблена. Не дожидаясь ее закрытия, поскольку наступил голод, отец Иоанн уезжает с семьей в Воронежскую область, где можно было служить на приходе. Но в 1923 году он вновь приезжает в Москву, потому что тогдашний настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище прот. Илия Гумилевский, знавший его по МДА, приглашает его на служение сюда. Поскольку сюда любил приезжать Святейший Патриарх Тихон, очевидно, отец Иоанн достаточно близко знал святителя Тихона. И в 1925 году отец Иоанн становится настоятелем этого святого храма. Видимо, пример его пастырской, подвижнической жизни повлиял и на всех остальных священнослужителей храма.
В один из воскресных дней 1932 года храм был внезапно оцеплен милицией и настоятелю объявили о его закрытии и конфискации имущества. Здание передавалось заводу под общежитие для рабочих.
Дальнейший путь жизни отца Иоанна — это его восхождение на Голгофу, как жизнь многих тысяч священников того времени, которые были гонимы, поносимы, которые были не нужны новой власти, оказались за бортом новой жизни. Шла безбожная пятилетка. К 1937 году Сталин, бывший студент Духовной семинарии, обещал уничтожить Церковь и обещал, что верующих в Советском Союзе больше не останется. Вот здесь-то и проявилась сила этой веры русского народа. Многие пастыри, которые жили в безвестности, которые совершали свой путь перед Богом, свое служение Богу в сокровенном, глубоком, сердечном делании, смогли перенести эти гонения и страдания, и мир увидел, что наша Церковь Православная имеет очень много достойных пастырей, которые ни за что не откажутся от своей веры, которые пойдут на крест, на расстрел, в тюрьму и в могилу, но от Христа не отрекутся.
В 1932-35 гг. отец Иоанн служил — в Тихвинской церкви села Сущево, с 25 марта 1935 г.- в Троицкой церкви на Пятницком кладбище.
Последнее время своей жизни с 30 декабря 1935 г. до ареста в 1937 г. служил в церкви Знамения Божией Матери (у Крестовской заставы), что на Рижской. Арестован 22 ноября 1937 года. Арест предварялся, как обычно, рядом состряпанных документов. В частности, 10 ноября начальнику Ростокинского районного отделения НКВД, мл. лейтенанту тов. К. последовал рапорт от малограмотного участкового инспектора 58 о/м. о том, что им «была сделана установка на гр-на Смирнова Ивана Михайловича (что он — служитель культа)», и далее указывались свидетели, проживавшие там же: Лебедева В. Д., Холина Н. П., Рябушкина А. И..
Через пару дней какой-то оперуполномоченный Овечкин стандартной фразой заполнил стандартный бланк Постановления об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения: Смирнов Иван Михайлович достаточно изобличается в том, что занимается контрреволюционной агитацией террористического характера, и постановил: привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58. п. 10 Смирнова И. М. и избрать в качестве меры пресечения содержание под стражей в Бутырской тюрьме… Поперек идет резолюция начальства: Арестовать. 21/ХI, подпись.
В Справке на арест (от 21 ноября) тем же Овечкиным фабрикуются ложные и несусветные высказывания будущей жертвы, священника, который якобы заявлял, что «скоро советскую власть свергнут, и напрасно рабочие стараются выбрать в Верховный Совет своих депутатов, недалек тот момент, когда я буду расправляться с коммунистами»; и якобы свидетель В. Д. Лебедева, показав за него то же самое, в частности, добавила такие его слова: «…а с коммунистами я буду расправляться сам так, как расправляются фашисты в Германии». Из Анкеты арестованного удалось извлечь немного нового, в частности, «сведения о его служебной деятельности в 1935 году и о его семье, в которой тогда состояли: жена Вера Алексеевна, 55 лет, домохозяйка; дочь Мария, 33 лет, секретарь раб. ред. бюро; дочь Татьяна Звароно, 30 лет, товаровед на расфасовочной фабрике».
5 декабря 1937 года его следственное дело № 6927 за подписью Начальника 4-го Отдела было направлено в адрес Тройки УНКВД МО, которая в массовом порядке штамповала смертельные постановления. Она приговорила о. Иоанна к расстрелу, имевшему место в Бутово 10 декабря того же года.
Только в эпоху борьбы с «культом личности» — а именно 7 августа 1956 года — супруга осужденного В. А. Смирнова, смогла подать заявление в Органы с просьбой снять судимость с ее мужа, что и было сделано 11.02.1957 года постановлением Президиума Мосгорсуда.
Следственное дело содержит ряд интересных документов, а именно показания свидетелей, в частности, Веры Дмитриевны Лебедевой (1884 г. р.).
Первое ее «показание» (от 13 ноября 1937 года) сфабриковано рукой «оперативника», вписавшего в него те «безумные глаголы», которые были приведены выше.
Второе показание дано уже в другую эпоху — 25 января 1957 года. Она, в частности, сказала: «Смирнова я узнала примерно в 1924 году, когда он поселился в нашем доме. Поближе я его узнала в 1929 году, когда Смирнов перешел на жительство в одну квартиру со мной. Других соседей у меня не было. Смирнов проживал в комнате в 9 метров вдвоем со взрослой дочерью Марией 22-23 лет, которая училась на курсах иностранных языков. Смирнов был скромным, неразговорчивым человеком; приходили к нему только жена и вторая дочь, но не ночевали.
Об антисоветской деятельности Смирнова мне ничего не известно. За несколько дней до ареста Смирнова меня вызывали в следственные органы и допрашивали в отношении Смирнова. Я дала показания в отношении автобиографических данных на Смирнова, которые мне были известны со слов самого Смирнова. Однако никаких показаний об антисоветской деятельности Смирнова я тогда не давала, да меня по этому вопросу и не допрашивали. Протокол моего допроса после его написания был зачитан мне следователем. Однако в нем об антисоветских высказываниях Смирнова записано ничего не было. Припоминаю, что когда я подписывала протокол допроса, то подписала не сразу за текстом, а в самом низу, где указал мне следователь. Оставалось пространство в несколько строчек незаполненное. Я боялась тогда об этом заявить следователю, и считала, что это так и надо».
То же самое подтвердила и другой свидетель — Холина. Таким образом «подписывались» сфабрикованные лжепоказания. Впрочем, это был, конечно, лишь один из приемов<сноска: По материалам диссертации протодиакона Сергия Голубцова и его книги «Профессура МДА в сетях ГУЛАГа и ЧК», (М., 1999).
Отца Иоанна расстреляли на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года в престольный праздник его последнего храма — Знамения Божией Матери. Где-то на полигоне, скрывающем в себе останки множества прославленных Новомучеников и безвестных страдальцев, покоятся и честные мощи прот. Иоанна Смирнова. На следующий день был там же расстрелян священномученик Серафим Чичагов. Это дает основание предполагать, что они сидели, может быть, в одной камере и сщмч. Серафим благословил о. Иоанна на его подвиг.
Мы не знаем, как шел отец Иоанн на расстрел, каковы были его мысли, каковы были его последние слова, какая была его последняя молитва,- об этом мы уже не узнаем, но несомненно, что кончина его была праведная и достойная, как достойной и праведной была вся его священническая и мученическая жизнь. Современники вспоминают о нем как о симпатичном и скромном человеке. Такую память он оставил в сердцах своих прихожан, своих сослуживцев, преподавателей и студентов Московской Духовной Академии. Это был смиренный труженик на ниве Божией, чья праведность ныне засвидетельствована церковным прославлением в лике святых.
В день памяти священномученика Иоанна 10 декабря (н.ст.) и в дни празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских в храме Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище совершается служба священномученику Иоанну.
Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас
Тропарь, глас 5:
Добрым подвигом подвизаяся,/ украшение иереем явился еси, отче Иоанне,/ любомудрию же отцев синайских поучаяся,/ разум твой Христовой истине покорил еси,/ пастве твоей образ чистоты и благочестия явив,/ кровию мученическою житие запечатлел еси./ Темже Богу предстоя,/ моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Молитвенника тепла/ обрете тя земля Московская,/ священномучениче Иоанне,/ ты бо, в пастырских трудех усердно подвизаяся,/ многия на стези спасения наставил еси/ и, от Христа мученическим венцем украсився,/ во обителех райских водворился еси./ Темже тя любовию величаем.
Молитва
О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоанне, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.
Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим — правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врач изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.