Священномученик Михаил родился 26 октября 1877 года в селе МолодиПодольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Федора Рыбина.
Окончив сельскую школу, он крестьянствовал; впоследствии, освоив ремесло гравера, занимался чеканкой окладов для икон. Рано овдовев, он сам воспитывалсына и дочь. Когда дети выросли, Михаил Федорович принял решение послужитьсвятой Матери Церкви и с 1919 года стал служить в храме псаломщиком, затембыл рукоположен во диакона и в 1925 году – во священника ко храму Воскресения Словущего в родном селе Молоди. За ревностное служение отец Михаил был награжден наперсным крестом.
19 января 1938 года сотрудники НКВД допросили должностных лиц и дежурных свидетелей села Молоди. Председатель сельсовета показал, что отец Михаил, «неоднократно приходя в сельсовет по выяснению налогов, в присутствии колхозников, находящихся в помещении сельсовета, высказывал свои контрреволюционные убеждения о плохой жизни при советской власти… говорил: “Советская власть не считается ни с чем, только знает обкладывать налогами да притеснять духовенство”»
Вызванный на допрос председатель колхоза сказал: «Рыбин, проживая в селе Молоди, группирует вокруг себя активных церковников из контрреволюционно настроенных лиц и проводит среди них контрреволюционную деятельность… В результате… среди колхозников распространялись слухи о голоде и плохой жизни в колхозе. Так, в 1936 году вследствие засушливой погоды был низкий урожай. Рыбин совместно с церковниками распространил слух среди населения о том, что если колхозники не отслужат молебен, то все погибнет и будет голод. В результате часть колхозников не выходила на работу и уборка урожая задерживалась». Свидетели также показали, что священник крестил школьников-подростков по просьбе матерей без согласия их мужей.
25 января 1938 года отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Серпухове. Отвечая на вопросы следователя, священник, зная, что каждый ответ лютым безбожникам может принести беду не только ему самому, но и другим, сразу же при заполнении анкеты сказал: «Сам одинокий, связи ни с кем не имел. И точных адресов не знаю». Отец Михаил был допрошен всего один раз, в день ареста. Следователь спросил священника:
– Кого из служителей культа в Подольском районе вы хорошо знаете и с кем имели связь и знакомство? Назовите их фамилии и где они сейчас находятся.
– Из священников я хорошо знаю служивших и проживавших в Подольском районе: священника Петра Ворону, священника Михаила из села Валищево, священника Евгения из села Прохорово, священника Сергия из селения Сертякино и благочинного протоиерея Николая Агафоникова. Все они в данное время арестованы органами НКВД.
– Вы среди населения проводили антисоветскую агитацию, высказывая недовольство против политики советской власти и коммунистической партии. Признаете себя в этом виновным?
– Я не отрицаю, что, будучи священником в селе Молоди, с рядом своих прихожан, фамилии припомнить не могу, имел беседы по ряду вопросов политического характера. Приходившие ко мне прихожане обращались за советом по вопросу, быть ли им в колхозе или идти на производство, высказывая недовольство якобы необеспеченностью в колхозе и дороговизной жизни. В беседах с приходившими ко мне прихожанами я никогда не высказывался против мероприятий, проводимых советской властью, и виновным себя в антисоветской агитации я не признаю.
В тот же день следствие было закончено, и 2 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Священник был переведен в Таганскую тюрьму в Москве, где с него 8 февраля была снята фотография для палача. Приговоренных к расстрелу было в то время так много, что исполнения приговора отец Михаил ждал еще неделю. Впрочем, тогда никому из осужденных не объявляли, к чему они приговорены, зачитывая приговор только перед казнью.
Священник Михаил Рыбин был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномучениче Михаиле, моли Бога о нас:
Тропарь, глас 4:
Днесь радуется земля Московская,/ восхваляющи священномученика пресвитера Михаила,/ во дни гонений небоязненно Христа исповедавшаго/ и многия люди в Православней вере укрепившаго./ Мы же, страдания того почитающе,/ с верою и любовию вопием:/ о, пастырю верный и мучениче,/ молися о нас ко Господу,/ да помилует и спасет нас по велицей Своей милости.
Кондак, глас 2:
Верный служителю Божественных Таин,/ Михаиле мучениче добропобедный,/ ты усердно людем послужил еси/ и, Христа Воскресшаго исповедуя,/ даже до крове пострадал еси./ Ныне же, в селениих Небесных пребывая,/ моли Человеколюбца Бога,/ спастися душам нашим.
Молитва
О, святый священномучениче Христов Михаиле! Ты, от юности Бога возлюбив, служитель ревностный Того явился еси и, яко пастырь добрый, душу свою за словесныя овцы полагая, венец нетленный от Господа приял еси.
Ныне же мы, недостойнии, прославляюще тя с новомученики и исповедники Российскими, яко предстателя и молитвенника нашего, просим: просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения, укрепи нас во истинней вере, научи нас всегда творити волю Божию, благую и совершенную, и хранити заповеди евангельския, подаждь ревность о умножении братския любве, болящыя и немощныя уврачуй, печальныя утеши, гонимыя защити, юныя настави, всем же благосердый отец и теплый молитвенник явися.
О, святче Божий! Умоли Господа Бога, да соблюдается в вере Православней Отечество наше и в нем достойно и праведно прославляется имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.